Главная Пресс-центр Отраслевые новости Промежуточные итоги испытаний геосинтетических материалов на экспериментальном участке ГК «Автодор»

Промежуточные итоги испытаний геосинтетических материалов на экспериментальном участке ГК «Автодор»

21 ноября 2018

В 2017 году «Автодор» начал масштабное испытание геосинтетических материалов в рамках строительства ЦКАД. С тех пор прошло более полутора лет, и у нас есть возможность подвести промежуточные итоги данного мероприятия.

Экспериментальный полигон был обустроен на пусковом комплексе №5 и на нём было испытано 22 вида геосинтетики. Монтаж материалов был осуществлён ещё в начале 2017 года, а уже в феврале по дорожным участкам началось движение автотранспорта. С целью снятия показателей была разработана эффективная программа мониторинга. Отдельно хотелось бы отметить, что некоторые производители георешеток и геотекстиля решили предоставить свою продукцию для испытаний уже после запуска полигона, поняв важность подобных исследований и их ценность для дальнейшего развития отрасли.

Промежуточные итоги испытаний геосинтетических материалов на экспериментальном участке ГК «Автодор»

В ходе сбора данных измерениям подвергались в первую очередь два параметра: ровность дорожного полотна и прочность дорожной одежды. При этом оценка осуществлялась сразу двумя лабораториями: независимой (частной) и государственной, принадлежащей ГК «Автодор». Подобный подход позволил получить более достоверные результаты и составить целостную картину эксплуатационных характеристик геосинтетических материалов.

Испытания были полностью открытыми и доступ к статистическим данным был у всех заинтересованных сторон. Это позволило сделать исследование ещё более результативным и избежать возможных погрешностей. Так, например когда на испытательном участке, вверенном одному из производителей, был обнаружен дефект в виде множества трещин, он провёл тщательное обследование с применением георадаров. В результате выяснилось, что причина вовсе не в плохом качестве использованной в процессе строительства геосетки, а в неровности основания грунтового полотна. После внесения корректив в технологию укладки геосинтетических материалов удалось добиться желаемых результатов: трещины больше не появлялись и дорожное полотно стало полностью отвечать заданным транспортно-эксплуатационным характеристикам. Важно то, что за счёт полной прозрачности и открытости этот опыт смогли перенять и другие участники испытаний. Такой подход позволит ещё более эффективно использовать геосинтетику и повысит таким образом качество российских дорог. Кроме того, все полученные в ходе испытаний результаты заносятся в единый реестр, к которому будет доступ у всех производителей геосинтетических материалов.

Испытания геосинтетических материалов Промежуточные итоги испытаний свидетельствуют о том, что далеко не все геосинтетические материалы способны существенно повысить модуль упругости дорожных одежд. Более того, использование ряда материалов дало абсолютно нулевой результат, а то и вовсе снизило данный показатель. Оказалось, что зачастую менее прочный геосинтетический материал способен в большей степени повысить модуль упругости.

В ходе анализа полученных в результате испытаний данных выяснилось, что наиболее важным расчётным параметром при проектировании земляного полотна является деформативность геосинтетического материала, и в большей степени данный параметр зависит от прочности на растяжение. Однако стоит понимать, что даже если включение в конструктивные слои дорожного полотна геотекстиля, геосетки или георешетки не даёт значительных результатов по увеличению модуля упругости дорожного полотна на этапе его приёмки, в долгосрочной перспективе оно всё равно оказывает значимое влияние на его износостойкость. Во многом это достигается за счёт механической консолидации слоёв, сглаживающей воздействие динамических нагрузок от движущихся по дороге транспортных средств.

Геосинтетика: итоги испытаний на полигоне Создание испытательных полигонов на отрезке действующей трассы — оптимальный метод испытания современных геосинтетических материалов. В среднем такой участок пропускает порядка 32 000 транспортных средств в сутки, 40% из которых составляют грузовые автомобили. Уже к следующему году ГК «Автодор» планирует получить исчерпывающую статистику по всем 22 видам испытываемых геосинтетических материалов, после чего будет составлен рейтинг по соотношению цены и эффективности. Планируется также внедрить некую цифровую сертификацию с целью борьбы с контрафактной продукцией и решения задач по импортозамещению. В создании такой сертификации заинтересован как «Автодор», так производители георешетки, геотекстиля и остальной геосинтетики. Ведётся также работа над составлением ГОСТа, в соответствии с которым будет производится подбор необходимых материалов и расчёт армирующих конструкций дорожных одежд. Первая редакция документа уже готова. За ней последует целая серия национальных стандартов, регламентирующих качество геосинтетики и технологии её укладки.




Назад ко всем отраслевым новостям