Задать вопрос
Задать вопрос

Главная | Полезные материалы | Типовое проектирование для транспортного строительства

Типовое проектирование для транспортного строительства

Для выполнения любого вида строительных работ, в том числе и транспортных, требуются специальные проектные разработки. Но создание индивидуального проекта невозможно без проведения натурных изысканий, поэтому начало проектных работ и окончание разделяет несколько месяцев, а иногда и лет. Невозможность своевременного решения проблем, возникающих в отрасли, инициировало потребность в использовании типовых проектов, в которых прорабатываются основные конструкторские и технологические решения, а их привязка к конкретным условиям занимает относительно немного времени.

История появления в России транспортного типового проектирования

Первопроходцем в создании типовых проектов в нашей стране стал инженер Н.А. Белелюбский, создавший в 80-х годах XIX века серию проектов для постройки мостовых пролетных строений из металлоконструкций. В конце 20-х годов прошлого столетия в нашей стране заметно выросли масштабы транспортного строительства. Потребность в типовых проектах увеличилась. Было принято решение о создании специализированного подразделения, которое занималось бы их разработкой. Это и стало причиной появления в 1931 году института Гипротранс, а в последующие годы таких институтов, как Гипротранспуть, ГипротрансТЭИ, Трансэлектропроект и других. Разработанные до 1941 года в этих институтах типовые проекты по созданию различных конструкций для транспортного строительства оказались очень востребованы в послевоенный период, когда нужно было срочно восстановить транспортную инфраструктуру страны.

Переход в 50-х годах от восстановления к новому строительству вызвал потребность в разработке таких типовых проектов, которые можно было бы использовать для индустриализации строительного производства. Разработанные в составе многочисленных типовых проектов конструкции и узлы позволили за короткий период времени построить большое количество сложных транспортных сооружений. Особенно плодотворным оказалось внедрение типового проектирования в дорожное строительство.

Положения федеральной программы о развитии транспортной системы

Широкое применение типовых проектов помогло сократить сроки проектирования и строительства. Была разработана федеральная программа по развитию отечественной транспортной системы на 10 лет – с 2010 года по 2020. Предполагается, что выполнение этой программы позволит достигнуть следующих результатов:

  • построить и ввести в эксплуатацию на железной дороге 1200 км дополнительных главных путей и 1800 км новых линий;
  • провести необходимые работы для увеличения пропускной способности на 6300 км федеральных автодорог, для чего реконструировать 8700 км дорог, построив, в том числе, 2200 км скоростных дорог и автомагистралей;
  • построить и реконструировать почти 30 тысяч мостов, причем лишь несколько десятков на основе индивидуальных проектов. Основное количество мостовых переходов строится по типовым проектам.

Специалисты уверены, что полное выполнение намеченных в программе планов не покроет существующую на сегодняшний день потребность в использовании качественного дорожного полотна, в связи с чем действие программы будет пролонгировано с указанием новых ориентиров. Такие обширные планы транспортного строительства невозможно воплотить в жизнь в намеченные сроки без создания и использования новых типовых проектов. Однако возможности их разработки утрачены из-за отсутствия нормативно-правовой базы, а типовые проекты дорог прежних лет нельзя использовать, так как это запрещено положениями ГОСТа Р 52748, введенного в действие в январе 2008 года.

Основное количество мостовых переходов строится по типовым проектам

Изменения нормативной базы по типовым проектам

Вопросы создания типовой проектной документации с 1982 года регламентировались нормами, содержащимися в СН 27-82, а с 2001 года – в СНиПе 11-03. В нем дана формулировка типового проектирования, которая гласит, что типовая документация разрабатывается на основе типизации и унификации объемно-планировочных решений и содержит комплекты документов с текстовыми и графическими материалами, включенными в фонд федеральной документации по строительству. Эти разработки многократного применения должны позволять создавать здания и сооружения, конструкции, изделия и узлы в строительной индустрии. Проектные разработки (в зависимости от их назначения) разделены на три группы:

  1. материалы для проектирования;
  2. строительные конструкции, узлы и изделия;
  3. проекты.

В 2007 году на основе положений Градостроительного кодекса Министерство регионального развития издало приказ №62, в котором дало новое толкование понятия типовой проектной документации как полному комплекту проектных разработок (за исключением конструкции фундаментов), который можно использовать неоднократно. Но в 2011 году приказом Минрегиона за №27 положения приказа №62 были отменены, а в сентябре того же года в постановлении №791 Правительства РФ критерии, по которым документация может считаться типовой, были отредактированы следующим образом:

  • проект должен иметь положительное заключение экспертизы;
  • в составе проекта предусмотрено использование наиболее энергоэффективных материалов;
  • применение проекта должно обеспечить максимально возможную экономию бюджетных средств;
  • документация должна быть включена в реестр Минстроя и ЖКХ.

Потребность в разработке новых типовых проектов

Эти изменения вывели за пределы нормативно-правового поля такие необходимые для транспортного строительства виды типовой документации, как отдельные строительные конструкции, узлы и детали. Типовым теперь считается только проект, позволяющий осуществить строительство объекта в целом, а не создание его элементов. Привязка такого проекта с учетом конкретных геологических условий на объекте должна осуществляться обязательно на ту конструкцию фундамента, которая в нем разработана, без внесения каких-либо изменений в надземную часть сооружения. Это приемлемо для постройки разного типа зданий, но совершенно не соответствует реалиям транспортного строительства, в частности, постройке водопропускных труб и мостов. Возникла потребность в разработке новых типовых проектов с проработкой современных конструкции изделий, узлов и строительных конструкций. В них следует предусматривать использование инновационных материалов, таких как геосинтетика или трубы и аксессуары для труб, изготовленные из современных материалов. В состав таких проектов следует обязательно включать применение новых технологий, например, укрепление склонов и откосов, для чего можно использовать не дорогое армирование, а георешетки. Удивительно, но до настоящего времени нет типового проекта, в состав которого были бы включены геосинтетические материалы.

Условия возобновления работ по типовому проектированию

Новые проекты типовых строительных конструкций, изделий и узлов необходимы для развития дорожной сети и успешного выполнения соответствующих федеральных программ. Однако в рамках современной концепции типового проектирования они уже не могут разрабатываться. Исправить ситуацию поможет возвращение старой системы создания типовых проектов. Пока что это еще возможно, так как штат профессионалов, выполнявших эту работу, сохранен. Но кроме специалистов по разработке типовых проектов потребуются еще и следующие организации:

  • предприятие, выступающее в роли заказчика, готового оплатить работы по созданию типового проекта;
  • организация, объединяющая экспертов, способных выполнить качественную экспертизу новых типовых проектов;
  • властный орган, уполномоченный утверждать типовые проекты и рекомендовать их использование.

Есть два пути решения этой проблемы:

  1. изменить в Постановлении Правительства №791 понятие типового проекта, включив объекты транспортного строительства;
  2. приступить к созданию типовых проектов с условием нормативно-правового урегулирования Минтрансом, которое должно будет разработать и опубликовать документ, аналогичный ранее действовавшему СНиПу 11-03 от 2001 года. В этом варианте действий утверждение типовых проектов следует возложить на Росавтодор и Росжелдор, подведомственные Минтрансу РФ. Для экспертизы проектов в этих агентствах можно создать специальные подразделения. Вместе с тем, для более эффективной работы по экспертизе лучше привлечь ОАО «РЖД», занимающееся хозяйственной деятельностью на железных дорогах страны, но не подотчетное Минтрансу. Для учета вновь создаваемой проектной документации следует привлечь сотрудников ОАО «ЦПП» – организации, возникшей после преобразования института типового проектирования. Ее работники имеют достаточный опыт учета и распространения типовой документации. Вопросы финансирования лучше поручить агентствам Росавтодор и Росжелдор, если они будут заниматься реализацией инновационных и научно - технических федеральных программ.

Поломать сложившуюся в стране систему разработки и использования типовых проектов в транспортной сфере оказалось очень легко: ломать – не строить. Возобновление практики создания типовых проектов для транспортного строительства в условиях изменившейся структуры органов власти – тяжелая и трудновыполнимая задача. Зато после восстановления ранее использовавшейся системы типового проектирования транспортная сеть страны быстро пополнится новыми транспортными сооружениями, включая мосты и другие элементы инфраструктуры.


Возврат к списку


Акции Сотрудничество с «Гео-Альянс»

Бесплатные консультации по вопросам применения георешетки и геотекстиля
Новости
12 Декабря 2018 Компания «Гео-Альянс» приняла участие в международной выставке «Дорога-2018»

Проходившая с 16 по 18 октября выставка «Дорога-2018» собрала в МВЦ «Казань Экспо» наиболее значимых представителей дорожно-строительной отрасли.

11 Декабря 2018 Дорожная пятилетка Ленинградской области: 740 км обновлённых дорог

Правительство Ленинградской области приняло решение закрыть назревшую потребность в развитии дорожной отрасли и сформировало план на ближайшую пятилетку.

23 Ноября 2018 Правительство усиленно работает над проектом улучшения автодорог БКАД

У российских чиновников осталось всего несколько недель для того, чтобы закончить работу и утвердить паспорт нацпроекта под названием «Безопасные и качественные автомобильные дороги».