Задать вопрос
Задать вопрос

Главная | Полезные материалы | Словарь дорожно-строительных терминов

Словарь дорожно-строительных терминов

А

Автозимник
инженерное сооружение, предназначенное для передвижения автомобилей, проезжая часть которых создана из нескольких слоев льда или снега и льда, соответственно, уплотненных или намораживаемых. Автозимник может проходить по замерзшим руслам рек или поверхностям озер и находиться в эксплуатации только до начала процесса оттаивания.
Автомобиль расчетный
принятый в проектировании дорог показатель условной единицы транспортных средств с типовыми параметрами: давление на перекрытие, нагрузка на колесо и т. д. Автомобиль расчетный (расчетная нагрузка) широко используется при проектировании дорожных одежд и расчете её отдельных элементов. Для перевода показателей от А. Р. к другим транспортным средствам с большими или меньшими параметрами осевых нагрузок применяются специальные суммарные коэффициенты.
Автомобильная дорога
специальное инженерное сооружение, спроектированное и созданное специально для передвижения транспортных средств. Основными составляющими автомобильной дороги являются дорожное полотно состоящее из основы (земляное полотно), дорожных одежд и пр. элементов.
Автомобильная дорога ведомственная
это автомобильная магистраль или любая другая дорога, которая находится в ведении государственных органов и госпредприятий. Ведомственные автодороги проложены, преимущественно, для обеспечения работы промышленных предприятий, технологической транспортировки грузов, обеспечения подъездов к промышленным объектам и общим автодорогам. Ведомственные автодороги расположены, по большей части, на территориях промышленных предприятий, обслуживают его производственные и технологические потребности. При проектировании данной категории дорог учитываются технические требования самого предприятия, в частности, характеристики транспортируемых грузов.
Автомобильная дорога временная
автодорога, проектирование и технология строительства которой предусматривает эксплуатацию на срок до пяти лет. Временные автодороги, как правило, строятся с целью обеспечения грузовых и пассажирских перевозок при строительстве новых жилых, производственных, спортивных или любых других объектов, а также при проведении реконструкции и ремонта действующих.
Автомобильная дорога второстепенная
автодорога, значение которой в грузо- или пассажиропотоке, объёмах перевозок, по уровню технических решений и по др. параметрам уступает другой автомобильной дороге (главной). Главная автодорога при этом должна пересекать или примыкать к второстепенной.
Автомобильная дорога главная
автодорога, значение которой в грузо- или пассажиропотоке, объёмах перевозок, по уровню технических решений и по др. параметрам выше другой автомобильной дороги (второстепенной). Автомобильная дорога главная должна пересекать или примыкать к второстепенной.
Автомобильная дорога горная
это автодорога проложенная в условиях горного рельефа. Характерными признаками горных автодорог являются большие уклоны в продольном профиле, малые радиусы кривых, наличие серпантинов и инженерных сооружений предохраняющих от природных явлений характерных для горных районов – оползней, осыпей, лавин и т.д.
Автомобильная дорога зимняя
см. автозимник.
Автомобильная дорога кольцевая
автодорога которая по замкнутой кривой огибает городскую или любую другую территорию. Кольцевая автомобильная дорога соединяет городские дороги и загородные трассы направленные через территорию города. Основное назначение кольцевых дорог – обеспечение скоростного транзитного движения автомобилей, разгрузка пригородных дорог и городских улиц.
Автомобильная дорога многополосная
это автодорога, имеющая четыре или более полосы для передвижения транспортных средств.
Автомобильная дорога обходная
автодорога проложенная с внешней стороны мегаполиса, крупного города или любого другого населенного пункта. Обходные автодороги прокладываются на незначительном удалении от городов и предназначены для скоростного передвижения легковых и грузовых автомобилей в обход городской черты. Использование обходных дорог позволяет сократить временные затраты и уменьшить загруженность городских улиц.
Автомобильная дорога общего пользования
автомобильная трасса спроектированная и построенная с целью обеспечения передвижения транспортных средств нагрузка и габаритные размеры которых соответствуют государственным нормативным требованиям. В зависимости от своего хозяйственного и административного значения общие автодороги подразделяются на территориальные и федеральные. Дороги общего пользования находятся в ведении органов управления дорожного хозяйства.
Автомобильная дорога платная
автодорога, передвижение транспортных средств по которой разрешено лишь после взимания оплаты за проезд.
Автомобильная дорога подъездная
автодорога, проложенная для обеспечения транспортного сообщения городов, районов, производственных и сельхозпредприятий с объектами транспортной инфраструктуры – портами, железнодорожными вокзалами. Подъездные дороги также прокладываются и от городов к местам массового отдыха, а также к автомобильным магистралям более высокой категории.
Автомобильная дорога территориальная
автодорога, соединяющая крупные города и территориальные центры, а также объекты инфраструктуры с дорогами федерального значения. Находится в управлении территориальных органов дорожного хозяйства. Территориальные автомобильные дороги соединяют столицы республик РФ, областные и краевые центры, города республиканского, краевого и областного подчинения, а также речные порты, аэропорты, спорткомплексы и другие объекты.
Автомобильная дорога федеральная
автодорога, находящаяся на балансе и под управлением федерального органа управления дорожного хозяйства. А. Д. Ф. соединяют столицу страны со столицами республик, краёв и областей, а также важными культурными и промышленными центрами России, курортами, заповедниками, научными центрами и другими объектами. Также автодороги федеральные объединяют все автотрассы в единую сеть, обеспечивают транспортную связь с зарубежными странами.
Автомобильная магистраль
это автомобильная дорога, рассчитанная на скоростное передвижение транспортных средств (от 90 и более км/ч) и имеющая высокую пропускную способность. Характерными признаками автомобильной магистрали является:
  • отсутствие обслуживаемой придорожной территории;
  • проезжие части разделенные разграничительной полосой и конструкциями безопасности;
  • исполнение на различных уровнях всех пересечений с другими автодорогами, железнодорожными путями, пешеходными маршрутами и т. д.
Автомобильные дороги обычные
автодороги не являющиеся автомобильными магистралями. Данная категория автодорог может быть оборудована одной или несколькими проезжими частями. Могут иметь обслуживаемую придорожную территорию.
Автомобильные дороги скоростные
это автомобильные дороги, на которые транспортные средства имеют доступ только через регулируемые перекрестки и транспортные развязки. На скоростных автодорогах запрещены остановки и стоянки автомобилей, имеются места отдыха для водителей и пассажиров с площадками для стоянки легковых и грузовых автомобилей.
Автомобильный транспорт
наиболее распространенный и важный тип транспорта состоящий из грузовых, легковых и других типов транспортных средств, а также сети автодорог. Является одним из наиболее быстрых, удобных и недорогих способов пассажирских и грузовых перевозок.
Автомобильные дороги общего пользования местного значения муниципального района
это автодороги общего назначения находящиеся в пределах муниципального района. Автодороги местного значения муниципального района утверждаются муниципалитетом района.
Автомобильные дороги общего пользования местного значения поселения
это автодороги общего назначения расположенные в границах населенного пункта и входящие в список утвержденный муниципалитетом данного населенного пункта.
Акведук
это специальное мостовое сооружение на переходе системы водоподачи автодороги, реки, овраги и другие препятствия.

В

Виадук
специальное мостовое сооружение для переезда транспортных средств через глубокие препятствия – овраги, суходолы, ущелья, лощины и т.д.
Владельцы автомобильных дорог
это физические и юридические лица, а также государственные органы, территориальные администрации и другие органы самоуправления, имеющие на дорогу право собственности согласно действующего российского законодательства.
Влажность воздуха
абсолютное или относительное значение содержания в воздухе в воздухе водяного пара. Основными характеристиками В. В. являются упругость водяного пара, точка росы, абсолютная и относительная влажность, дефицит влажности и удельная влажность. Параметры влажности воздуха играют существенную роль при проектировании и строительстве дорог.
Водно-тепловой режим земляного полотна
один из основных параметров учитываемый при проектировании дорог. Представляет собой средние показатели и степень изменения в различные времена года параметров температуры и влажности верхнего слоя земли характерные для конкретной климатической зоны и гидрогеологических условий. Определение водно-теплового режима земляного полотна необходимо для проектирования дорожных одежд, разработки комплекса мероприятий для снижения влажности и морозного пучения рабочего слоя земляного полотна.
Водоотводные устройства
это комплекс специальных сооружений предназначенных для отвода излишней влаги от конструктивных элементов автодороги. В. У. необходимы для предотвращения переувлажнения основы и дорожных одежд, состоят из лотков, канав водоотвода, водосборных колодцев, систем дренажа и водопоглощения.
Водосток
система водоотвода в городах и других населенных пунктах. Предназначена для сбора и отвода воды с городских дорог возникающей при таянии снега, дожде, поливе, поступающей из дренажных систем, водостоков зданий и др. источников. Водостоки могут быть открытыми, в их состав которых входят кюветы и лотки, а также тальвеги, водоотводные канавы, русла малых рек и др. естественные и искусственные объекты. Закрытые водостоки состоят из систем трубопроводов, смотровых и приемных колодцев. Водостоки могут быть и смешанными, состоять из элементов открытой и закрытой сети.
Выемка
срезка верхнего слоя грунта по заданному профилю с расположением поверхности земляного полотна ниже поверхности земли. В. может быть раскрытой или мелкой, устроенной с пологим откосом, что упрощает перенос снега ветром. Также В. может быть разделана под насыпь, для этого имеются пологие откосы и боковые резервы позволяющие уменьшить снежные заносы.
Высота моста
расстояние от уровня воды в реке или другом водоёме, дна оврага или суходола до проезжей части моста по его оси.
Высота проезда
минимальное расстояние от уровня дороги до нижнего элемента нависающих над автодорогой трубопроводов, электросетей и других конструктивных элементов. Высота проезда играет важную роль при определении возможности проезда транспортных средств, наличия ограничений по высоте транспортируемого груза.

Г

Геокомпозит
материал, используемый в дорожном строительстве и состоящий из нескольких компонентов, один или несколько из которых, являются либо на 100% геотекстильными, либо содержат отдельные элементы, выполненные из геосинтетических материалов.
Геосетка
это геосинтетический материал, отличительной чертой которого является размер ячейки и структура сетки. Геосетка связана узлами, а размер ячеек шире, чем элементы плетения.
Геотекстиль
строительный материал, изготовленный из волокнистых материалов с добавкой синтетики. Может быть тканным или нетканым. Отличается стойкостью к воздействию влаги и гниению. Используется для фильтрации и разделения слоев сыпучих и кусковых материалов, в дренаже, а также в других целях при строительстве дорог, реконструкции и ремонте земляных сооружений.
Грунт подстилающий
слой грунта на котором укладывается земляное полотно. Имеет ненарушенную структуру и находится непосредственно под слоями основы и дорожных одежд. Толщина Г. П. равняется толщине активной зоны достаточной затухания напряжения и восприятия деформации от действующей на дорожное полотно нагрузки.
Грунт растительный
это верхний почвенный слой пригоден для посадки зелёных насаждений.
Грунтовые воды
вода, находящаяся в ближайшем от поверхности грунта постоянном водоносном горизонте. От прочих подземных вод отличается отсутствием верхнего слоя водонепроницаемых пород. У Г. В. нет напора, на них не действуют колебания дебита и уровня. Наличие, объём и сезонные колебания уровня грунтовых вод являются важным параметром учитываемым при проектировании дорог.

Д

Деформация
изменение вследствие эксплуатационных нагрузок или любых иных воздействий (в т. ч. и стихийных) форм и/или размеров насыпи, сооружений, дорожных одежд и др. элементов автомобильной дороги с сохранением начальной массы.
Длина моста
дистанция между началом и концом мостового сооружения по его оси. В качестве начала точки отсчета принимается первое по ходу отсчета километража место пересечения линии видимых элементов конструкции пролетного строения с осью моста. Как правило, это линия соединяющая концы открылков устоя. При определении начальной точки не учитываются переходные плиты. В качестве конечной точки принимается, соответственно, последнее по ходу отсчета километража место пересечения линии видимых элементов конструкции пролетного строения с осью мостового сооружения.
Длина пролетного строения
длина между конечными элементами конструкции пролета по его оси.
Дорога грунтовая профилированная
это автодорога без верхнего асфальтобетонного или любого иного покрытия. Строительство профилированных грунтовых дорог производится при помощи спецтехники формирующей на земляном полотне требуемый поперечный и продольный профиль. Для эксплуатации данной категории дорог необходимо регулярное восстановление профиля. При сильном насыщении влагой проезд транспортных средств сильно затрудняется или становится невозможным.
Дорога грунтовая улучшенная
это дорога грунтовая профилированная с укрепленной дорожной частью путем добавления скелетных или вяжущих веществ. В качестве скелетных добавок используются гравий, шлак или другие материалы, в качестве местных вяжущих – различные отходы производства, например золошлаковые смеси. Имеет большие показатели прочности чем обычные грунтовые дороги, но также имеет проблемы с проездом транспортных средств после сильных дождей и при оттаивании.
Дорога зимняя
см. автозимник
Дорожная деятельность
деятельность муниципальных, территориальных, республиканских и государственных органов, физических и юридических лиц направленная на проектирование дорог, их строительство, капитальный и текущий ремонт, а также на реконструкцию и содержание дорог всех категорий.
Дорожная одежда
это многослойная конструкция из различных материалов, укладываемая на проезжую часть автодороги. Функцией Д. О. является восприятие нагрузки от транспортных средств и передача её на грунт. Дорожные одежды подразделяются по типам в зависимости от их капитальности.
Дорожная одежда жесткая
это дорожная одежда со слоями из жестких материалов, как правило, цементобетонными монолитными покрытиями или сборные покрытия из железобетонных плит. Основание создаётся из железо- или цементобетона.
Дорожная одежда капитальная
наиболее качественный тип дорожных одежд исходя из их работоспособности. Используется на дорогах высоких категорий и обеспечивает длительную эксплуатацию и создание всех необходимых условий для интенсивного движения автотранспорта.
Дорожная одежда нежесткая
тип дорожных одежд, конструктивные слои которых не содержат жестких материалов: монолитного цементобетона, армобетона, укатываемого бетона и т.д.
Дорожное хозяйство
одна из сфер материального производства направленная на обеспечение условий для автомобильных грузовых и пассажирских перевозок внутри страны и за её пределы. В Д. Х. входит сеть автодорог общего пользования, все сооружения необходимые для её эксплуатации, дорожно-строительные предприятия и организации по содержанию и ремонту дорог.
Дорожно-климатическое районирование
разделение территории страны на отдельные зоны или районы по признаку максимального сходства климатических условий исходя из потребностей проектирования и строительства автодорог. Так, исходя из таких основных параметров как степень увлажнения, глубина промерзания грунта, глубина слоя грунтовых вод и среднегодовое количество осадков территория России подразделяется пять дорожно-климатических районов.
Дорожных одежд классификация
принятое в дорожном хозяйстве деление дорожных одежд на отдельные типы на основе их капитальности, определяющей работоспособность Д. О.
Дренаж
специальная геотехническая конструкция рассчитанная на отвод подземных или поверхностных вод. Дренаж может быть перехватывающим, откосным или подкюветным.
Дренажные сооружения
комплекс специальных сооружений созданный для снижения уровня и сбора грунтовых вод и их последующего отвода из-под земляного полотна и дорожных одежд. Д. С. могут быть горизонтальными и вертикальными. По уровню водоупора и глубине залегания дренажные сооружения подразделяются на совершенные и несовершенные. Совершенные Д. С. располагаются ниже уровня водоупора при его неглубоком залегании и обеспечивают полный перехват подземных вод. При глубоком залегании водоупора Д. С. закладываются выше его уровня – это несовершенный дренаж.

З

Защитные дорожные сооружения
это специальные сооружения и зелёные насаждения, играющие роль в обеспечении безопасности на автодорогах. В перечень защитных сооружений входят заборы, ограждения, системы защиты от снежных лавин, устройства ветро- и шумозащиты, а также прочие подобные сооружения.
Земляное полотно
основа автомобильной дороги, слой земли и расположенные в нём дренажные сооружения. Земляное полотно формируется из местных или привозных грунтов с проведением мероприятий по его устойчивости.

И

Интенсивность движения
это количество транспортных средств которые проходят через определенное сечение автодороги в единицу времени. И. Д. относится к важным параметрам, на основе которых задаётся прочность дорожного полотна.
Искусственные сооружения
это все сооружения созданные человеком на автомобильных дорогах или прилегающих территориях для обеспечения их безопасной эксплуатации. Сооружения могут быть снегозащитными, противообвальными, водоотводящими и т.д. В их число входят тоннели, мосты, галереи, подпорные стены и др. конструктивные элементы.

К

Канализация ливневая
см. водосток
Категория дороги
принятый государственными органами критерий для характеристики хозяйственного значения автодорог страны в общей дорожной сети. Зависит от важности направления и интенсивности движения транспортных средств. От К. Д. зависит задание на проектирование и, соответственно, все технические характеристики автодороги.
Классификация автомобильных дорог
принятое деление действующих и находящихся на стадии проектирования автодорог или их отдельных участков на категории.
Краевая полоса
это часть обочины автодороги, которая непосредственно примыкает к проезжей части и отличается в большую сторону по своим конструктивным параметрам от остальной части обочины. У дорог 1-й категории роль краевой полосы может играть разделительная полоса. На К. П. ограничен заезд транспортных средств, для чего она отделяется сплошной разметочной линией. Краевая полоса может иметь цвет отличный от основной проезжей части.

М

Мост
это сооружение для пересечения транспортными путями водных преград, оврагов, суходолов и др. препятствий расположенных ниже уровня дороги. В конструкцию моста входят опоры и пролетные строения. По используемым при строительстве материалам М. может быть каменным, деревянным, бетонным, железобетонным, стальным. По назначению мостовые конструкции подразделяются на:
  • железнодорожные;
  • автомобильные;
  • пешеходные;
  • городские – расположенными в черте города и предназначенными для пересечения пешеходами и городскими транспортными средствами;
  • специальные – для кабельных трасс, трубопроводов и т. д.;
  • совмещенные – для совместного движения автомобилей и железнодорожного транспорта. Может быть одно- или многоуровневым.
Также мосты разделяются по сроку эксплуатации (временный или постоянный), расположению проезжей части (с ездой поверху, понизу и посередине), по длине и другим параметрам.
Мост с ездой понизу
мостовое сооружение у которого проезжая часть находится на уровне низа пролетного строения.
Мост балочный
мостовое сооружение с пролетом воспринимающим вертикальные нагрузки исключительно благодаря вертикальным составляющим опор. В зависимости от статической схемы балочный мост может быть:
  • разрезным;
  • консольным;
  • температурно-неразрезным и неразрезным.
Мост вантовый
мост, конструкция пролета которого включает в себя балку жесткости и ванты, наклонные элементы поддержки. Данные элементы крепятся на пилонах и играют роль упругих опор. Вантовые мостовые сооружения подразделяются:
  • по типу распора на распорные и безраспорные;
  • по количеству плоскостей вант – 1 или 2;
  • по взаимному расположению наклонных поддерживающих элементов – радиальной, ярусно-сходящееся, ярусно-расходящееся или ярусно-паралельное.
Мост висячий
мост, у которого основными несущими элементами являются гибкие кабели. Гибкие крепёжные элементы поддерживают балку жесткости посредством подвесок и обеспечивают передачу действующих на конструкцию усилий на пилоны. М. В. могут быть распорными, где горизонтальные усилия в гибких кабелях передаются на анкерные опоры или безраспорными, горизонтальные усилия в гибких кабелях передаются на балку жесткости.
Мост высоководный
мостовое сооружение у которого пролет находится выше уровня реки достаточным для пропуска судов, ледохода и паводковых вод.
Мост низководный
мостовое сооружение с затапливаемым пролетом при сезонном повышении уровня воды.
Мост подводный
мостовое сооружение у которого пролет находится на глубине ниже уровня воды, но достаточной для движения транспортных средств вброд. Данные категории мостов используются при необходимости обеспечения их скрытого положения и повышения стойкости.
Мост разводной
мостовое сооружение высоководное пролет которого может частично или полностью перемещаться, тем самым обеспечивая судоходства. В зависимости от способа передвижения пролета моста М. Р. подразделяется на:
  • подъёмный – подъём строения в вертикальной плоскости;
  • раскрывающийся – поворот пролета вокруг горизонтальной оси;
  • поворотный – поворот части пролета в горизонтальной плоскости;
  • откатной – пролет перемещается путем движения в горизонтальном направлении вдоль оси моста.
  • двукрылый раскрывающийся – пролет состоит из 2-х частей которые могут быть развернуты относительно горизонтальных осей.
Мост рамный
мостовое сооружение у которого конструкция пролета жестко соединена с опорной частью и представляет собой единую раму. В зависимости от конструкции М. Р. может быть:
  • однопролетным двухшарнирным или бесшарнирным;
  • многопролетным рамно-подвесным;
  • многопролетным рамно-неразрезным;
  • многопролетным рамно-консольным.
Мост с ездой поверху
мостовое сооружение у которого проезжая часть находится в верхней части пролетной конструкции.
Мост с ездой посередине
мостовое сооружение с проезжей частью размещенной в середине конструкции пролета по высоте.
Мост цепной
висячий мост, главный несущий элемент которого выполнен в виде шарнирной цепи из отдельных фасонных звеньев.

Н

Насыпь
это инженерное сооружение формируемое из имеющихся или привозных грунтов природного или техногенного характера. Целью создания насыпи является подъём земляного полотна выше уровня грунта.

О

Обвал
обрушение в силу различных природных или техногенных причин камней и обломков скальной породы.
Обочина
боковая часть автомобильной дороги, крайние полосы земляного полотна расположенные между кромкой проезжей части и бровкой. О. необходима для защиты края дорожных одежд от разрушений, а также для обеспечения безопасности движения по автодорогам обеспечивая место:
  • для вынужденной остановки транспортных средств;
  • для размещения защитных ограждений;
  • для размещения средств сигнализации и иных конструкций необходимых для безопасного движения.
Обочина может быть укрепленной или необработанной. В первом случае она укрепляется асфальтобетоном, цементобетоном, щебнем, шлаком, гравием или другими материалами. Для укрепления может быть использован и засев трав. Необработанная обочина состоит из местного или привозного грунта. Ширина крайних полос земляного полотна (обочин) зависит от категории автодорог.
Оползень
это критическое уменьшение устойчивости склонов или откосов что приводит к сползанию вниз части массива грунта относительно другой, которая остаётся неподвижной. В зависимости от способа смещение грунта оползень может быть сложным, вязкопластичным, срезом со скольжением или выдавливанием.
Основание бетонное
слой уплотненной смеси бетона входящий в конструкцию дорожных одежд. Может быть нижним слоем 2-слойного цементобетонного покрытия. В цементобетонную смесь входит укатываемый бетон или другие марки низкомарочных бетонов.
Основание битумогрунтовое
нижний слой дорожных одежд, состоящий из смеси местных грунтов и вяжущих материалов органического происхождения с добавлением специальных примесей для усиления тех или иных свойств.
Основание гравийное
нижний слой дорожных одежд, состоящий из гравия или гравийной смеси равномерно распределенной по песчаному или грунтовому основанию и тщательно уплотненное.
Основание дорожной одежды
конструктивная часть дорожных одежд играющая основную, несущую роль и необходимая для оптимального распределения и уменьшения давления на грунт или нижние дополнительные слои основания.
Основание из укрепленных грунтов
нижняя конструктивная часть дорожных одежд состоящая из грунта с примесями вяжущих материалов различного происхождения – органического и неорганического.
Основание насыпи
слой грунта имеющего изначальную структуру, на который укладывается земляное полотно автомобильной дороги.
Основание песчаное
песчаный дополнительный слой расположенный ниже основания дорожных одежд или находящийся прямо под покрытием. Необходим для дренирования и выравнивания.
Основание цементобетонное
см. основание бетонное.
Основание цементогрунтовое
нижняя конструктивная часть дорожных одежд созданная из местного грунта с обработкой цементом.
Основание щебеночное
конструктивная часть дорожных одежд, сформированная из щебня природного или искусственного происхождения. При укладке О. Щ. поры заполняются более мелкими фракциями щебня, производится поливка водой и уплотнение. Также для создания О. Щ. возможно использование оптимальной по составу и фракции щебеночной смеси.
Откос земляного полотна
граничащий с обочиной автодороги конструктивный элемент, сопрягающий обочину с придорожной полосой или системами водоотвода.
Откосная часть у выемки
часть грунта находящаяся со стороны оси земляного полотна. Данная откосная часть ограничена вертикальной плоскостью выемки проходящей через бровку.
Откосная часть у насыпи
это конструктивная часть насыпи находящаяся между плоскостью откоса и вертикальной плоскостью, которая проходит через бровку земляного полотна.

П

Паром
водное транспортное средство для транспортировки через водные препятствия пассажирского и грузового автотранспорта и пассажиров.
Переход мостовой
комплекс специальных сооружений для перехода через реки и иные водоемы. В П. М. входят мост, подходы к нему, конструкции укрепляющие склон и регуляционные сооружения.
Плотность дорожной сети
математическое отношение общей длины всех автодорог определенного административного района, области или территории к площади данной территории.
Площадь моста
произведение длины мостовой конструкции на расстояние в свету между его перилами.
Поверхность земляного полотна
горизонтальная плоскость на которой размещается дорожная одежда.
Поглощающие устройства
специальные конструкции предназначенные для отвода излишней влаги в нижние, пропускающие воду подстилающие грунтовые слои.
Подход к мосту
определенная зона насыпи земляного полотна автодороги, которая непосредственно примыкает к мосту и используется для въездасъезда на него или с него транспортных средств.
Показатели прочности
механические параметры используемые для описания состояния прочности в любых напряженных состояниях. При проектировании дорог характеристиками показателей прочности грунтов являются их сцепление и угол внутреннего трения.
Покрытие дорожное
верхняя часть конструкции дорожной одежды которая непосредственно воспринимает нагрузки от колес транспортных средств и подвергается воздействию климатических факторов.
Покрытие дорожное асфальтобетонное
это капитальное автодорожное покрытие, в конструкцию которого входят плотные, горячие и холодные асфальтобетонные смеси.
Покрытие дорожное гравийное
покрытие, состоящее из уплотненной гравийной смеси и выполняющее переходного слоя. Гравийное покрытие укладывается по всей поверхности дорожного полотна или только по его проезжей части. Может состоять из одного или двух слоёв.
Покрытие дорожное из асфальтобетона на модифицированном битуме
верхняя часть конструкции дорожной одежды состоящей из асфальтобетонной смеси. Для повышения стойкости к образования трещин и улучшения других полезных свойств асфальтобетонная смесь изготавливается из битума с добавлением (модификацией) специальных добавок.
Покрытие дорожное из дренирующего асфальтобетона
верхняя часть конструкции дорожной одежды созданная из асфальтобетона с высокой водоотводящей способностью. Данное покрытие укладывается на асфальтобетон высокой плотности и обеспечивает эффективный отвод воды внутри слоя. Благодаря этому дорожное покрытие остаётся сухим даже в период сильных осадков и обеспечивает высокое сцепление с колесами транспортных средств.
Покрытие дорожное из литого асфальтобетона
это капитальное дорожное покрытие с высокими показателями плотности. Данное покрытие формируется из литой смеси с высоким содержанием битума имеющего повышенные характеристики вязкости. Всё это обеспечивает длительную эксплуатацию дорожного покрытия.
Покрытие дорожное из песчаного асфальтобетона
это капитальное дорожное покрытие сформированное из асфальтобетонной смеси без щебеночных материалов. Является разновидностью асфальтобетонных покрытий.
Покрытие дорожное из щебнемастичного асфальтобетона
автодорожное покрытие с высокими показателями плотности созданной их мелкого щебня фракцией до 10 мм (реже до 20 мм) и битума. Также в состав смеси вводятся минеральные порошки и целлюлоза. Уплотнение производится без применения вибрационных катков.
Покрытие дорожное цементобетонное
капитальное, монолитное автодорожное покрытие. Может быть создано из предварительно промышленно изготовленных плит железобетона или уплотненных на месте укладки цементобетонных смесей. При использовании ж/б плит используется сплошная или колейная укладка. Монолитные покрытия могут быть армированными или неармированными, предварительно или самонапряженными.
Покрытие дорожное цементобетонное армированное
капитальное, монолитное автодорожное покрытие, имеющее внутри стальную сетчатую, как правило, арматуру для восприятия больших нагрузок на растяжение при изгибе.
Покрытие дорожное цементобетонное непрерывно армированное
монолитное автодорожное покрытие из цементобетона имеющее повышенное содержание арматуры. Благодаря непрерывной укладке стальных армирующих элементов дорожное покрытие не требует устройства деформационных швов.
Покрытие дорожное цементобетонное предварительно напряженное
монолитное автодорожное покрытие из цементобетона, который при строительстве дорог был предварительно сжат для увеличения характеристики сопротивления растягивающим напряжениям при безарматурном напряжении бетона или с предварительно напрягаемой арматурой.
Покрытие дорожное щебеночное
переходное дорожное покрытие созданное из необработанных кусковых каменных материалов расклиненных мелким щебнем с уплотнением и поливкой водой. При создании щебеночного дорожного покрытия используются и плотные смеси без расклинивания.
Полоса отвода
это участок местности, который предназначен для строительства автодорог, необходимых дорожных конструкций и посадки зелёных насаждений. Есть и полосы, которые временно отводятся для систем водоотвода, резервов и карьеров. После строительства данных конструкций полоса земли рекультивируется и возвращается в землепользование.
Полувыемка-полунасыпь
это срезка уступом части грунта на косогоре, который используется в отвал или полунасыпь.
Производственные объекты
это сооружения, которые используются при проведении капитального ремонта дорог, их ремонте и содержании.
Пролет моста
горизонтальная дистанция между рядом расположенными опорами.
Пролет моста расчетный
горизонтальная дистанция между осями опор или (при их отсутствии) между осями опор или условными точками опор пролета моста.
Пролетное строение ребристое
пролетная конструкция из тавровых и двутавровых балок.
Пролетное строение сборное
пролетная конструкция собранная из заранее подготовленных конструктивных элементов. Может быть сборно-монолитным или сборно-разборным. Первое выполняется из заранее изготовленных конструктивных элементов объединенных монолитной плитой. В сборно-разборных пролетных конструкциях строения собираются из инвентарных элементов, которые могут быть использованы неоднократно.
Пропускная способность дороги
максимальное количество транспортных средств способное проехать по отдельному участку автодороги или всей дороги в целом в определенную единицу времени. Как правило, выражается в легковых автомобилях в час (авт./ч).
Протяженность дороги
фактическая длина автодороги между отдельными объектами, городами или другими населенными пунктами.
Прочность грунтов
показатель сопротивления грунтов воздействиям касательных напряжений.
Путепровод
мостовая конструкция предназначенная для обеспечения проезда на разных уровнях одной автотранспортной магистрали над другой.

Р

Развитие сети дорог
реализация плана перспективного строительства автодорог края или района согласно хозяйственных потребностей и для обеспечения требуемого пассажиропотока.
Расчетная нагрузка
см. Автомобиль расчетный.
Реконструкция автомобильной дороги
комплекс ремонтно-строительных и восстановительных работ направленный на изменение характеристик автодорог или её отдельных участков с последующим изменением класса и/или категории. Реконструкция автодорог может повлечь и изменение границы полосы отвода.
Ремонт автомобильной дороги
комплекс ремонтно-восстановительных работ направленных на восстановление эксплуатационных и транспортных характеристик автодороги. При ремонте дорог не подвергаются изменениям конструктивные и другие характеристики безопасности и надежности.

С

Селедук
специальная мостовая конструкция, расположенная над горной дорогой для пропуска по нему селевых потоков.
Середина моста
линия перпендикулярная оси моста находящаяся на одинаковом расстоянии от его начала и конца.
Середина пролета
линия перпендикулярная оси моста находящаяся на одинаковом расстоянии от рядом расположенных опорных элементов.
Сеть автомобильных дорог
все автодороги на территории страны или отдельных административных единиц обслуживающая грузовой и пассажирский поток.
Слой износа
это тонкий слой износостойких материалов на основе битума или синтетических вяжущих веществ. Для создания С. И. используется и литые эмульсионно-минеральные смеси. С. И. укладывается на покрытие ли входит в состав покрытия, но не учитывается при расчетной толщине дорожной одежды. По мере эксплуатации подвергается износу и требует периодической замены.
Содержание автомобильной дороги
комплекс мероприятий направленных на поддержание требуемого эксплуатационного и технического состояния автодороги. В мероприятия по содержанию автодорог входят и оценка её состояния, а также работы по обеспечению безопасности движения транспортных средств и пешеходов.
Сооружение мостовое
мостовая конструкция для обеспечения пересечения водоводом или транспортной магистралью различных препятствий. В данную категорию входят мосты, виадуки, селедуки, путепроводы и другие сооружения.
Схема развития автомобильных дорог
общая схема комплекса развития автодорог в зависимости от развития и размещения производительных сил в различных регионах страны. Схема развития автодорог подготавливается в два этапа:
  • определение задач и основных характеристик автодорог;
  • разработка материалов с обоснованиями целесообразности строительства или реконструкции дорог.

Т

Тоннель автодорожный
сооружение для проведения автомагистрали под водным препятствием, через горные массивы или толщи земли.
Транспортно-эксплуатационные показатели дороги
ряд характеристик определяющих технико-экономические показатели дорог и определяющих её категорию. К основным транспортно-эксплуатационным показателям относятся интенсивность и состав движения, наибольшая допустимая скорость транспортных средств, время сообщения и т.д.

У

Улица
автодорога в пределах города или другого населенного пункта.

Ш

Ширина моста
дистанция между его перилами в свету.
Ширина проезжей части
дистанция между внутренними чертами краевых полос или внутренними границами обочин (для дорог 4-й и 5-й категории).

Э

Эстакада
мостовая конструкция для обеспечения прохождения пешеходной, авто- или железнодорожной магистрали на определенной высоте над уровнем земли достаточной для выполнения тех или иных задач. Э. может быть построена и вместо насыпи на подходе к мосту.

Возврат к списку


Акции Сотрудничество с «Гео-Альянс»

Бесплатные консультации по вопросам применения георешетки и геотекстиля
Новости
1 Декабря 2016 Компания «Гео-Альянс» включена в справочник медиа-корпорации «Держава»

Компания «Гео-Альянс» удостоилась включения в один из крупнейших отраслевых бизнес-справочников России. В нём содержится информация об организациях и предприятиях, чья деятельность сопряжена с обслуживанием сферы дорожно-транспортного строительства.

21 Октября 2016 Компания «Гео-Альянс» на выставке-форуме «ДОРОГАЭКСПО»

С 11 по 13 октября 2016 г. состоялась ежегодная международная специализированная выставка-форум «ДОРОГАЭКСПО». Компания «Гео-Альянс» приняла участие в мероприятии в качестве экспонента, продемонстрировав на своем стенде все последние разработки.

24 Мая 2016 Неделя развития транспортной инфраструктуры состоялась

Тематическая неделя, посвящённая развитию транспортной инфраструктуры в Санкт-Петербурге, дала возможность большому количеству представителей от российских компаний выступить с докладами и поделиться соображениями и опытом в вопросах улучшения отрасли.