Задать вопрос
Задать вопрос

Главная | Полезные материалы | Георешетка и геосетка: функциональные и конструктивные различия

Георешетка и геосетка: функциональные и конструктивные различия

Количество автовладельцев в России с каждым годом растёт, и постоянное увеличение плотности и интенсивности транспортного потока ведёт к повышенному износу дорожного покрытия. Дорожные одежды стали быстрее терять свои эксплуатационные свойства, что влечёт за собой нарушение целостности дорожного полотна и ухудшает комфорт и безопасность передвижения по дорогам общего пользования. Одним из самых рациональных способов решения данной проблемы является применение объемной георешетки и других геосинтетических материалов, способных взять на себя функции армирования. При правильном подборе геосинтетики и соблюдении технологии укладки можно существенно повысить эксплуатационные характеристики дорожного полотна и сократить потребность в его дальнейшем ремонте.

Учитывая, что группа геосинтетических материалов довольно обширна, перед покупателями часто встают вопросы, касающиеся терминологии. Нормативно-техническая база пока далека от совершенства, что нередко приводит к неверному подбору геосинтетики и её нецелевому использованию. Зачастую происходит элементарная подмена терминов и классификаций, в связи с чем нам хотелось бы внести ясность в данный вопрос.

Как уже успели убедиться многие подрядчики на своём личном опыте, путаница в терминологии и неверный подбор геосинтетики может привести к печальным последствиям. В особенности это касается двух самых популярных наименований: геосетка и георешетка. Именно о них и пойдёт речь в данной статье.

Корень проблемы кроется в том, что многие поставщики геосинтетики попросту путают два наименования, называя геосетку георешеткой и наоборот. Ситуация ещё больше усугубляется тем фактом, что на рынке сегодня представлено множество материалов, имеющих схожее строение, но совершенно разное назначение. Так, к примеру, очень часто георешеткой называют геоячейку. Во избежание подобных казусов, остановимся подробней на формулировках, приведённых в действующих госстандартах.

ГОСТ P 55028 – 2012

Данный нормативный документ содержит перечень терминов, касающихся геосинтетической продукции, с развёрнутыми пояснениями. Приведём некоторые выдержки из него.

  • Геосетка — гибкий полимерный материал, имеющий сетчатое строение. Формируется путём клееного или плетёного соединения полимерных лент. Длина и ширина ячеек превышает ширину сечения лент.
  • Георешетка — плоский полимерный материал с однородными ячейками сквозного типа. Образован из полипропиленовых лент, скреплённых между собой сварными швами либо термическим способом. Используется для армирования грунта.

Ещё один ГОСТ P под номером 53225 – 2008 даёт следующие пояснения к особенностям применения этих двух материалов.

  • Геосетка не может применяться в качестве армирующей прослойки. С целью усиления данного материала его пропитывают полимерной субстанцией.
  • Георешетка способна выполнять функции армирующего материала за счёт усиленных узловых спаек, разделяющих нагрузку между сегментами.

Из данных формулировок становится ясно, что основные отличия между георешеткой и геосеткой — это наличие симметричных геоячеек и повышенная жёсткость. За счёт двух этих факторов георешетка может использоваться для качественного армирования грунтовых массивов, так как она более эффективно распределяет воздействующие на массив напряжения. Что до геосетки, то её назначение в данном ГОСТе строго не прописано.

Обратимся к мнению некоторых специалистов, работающих в сфере усовершенствования нормативно-технической базы дорожного хозяйства и его стандартизации. Юрий Андреевич Аливер в одной из своих статей дал следующие описания.

  • Геосетка — геоматериал, изготовленный методом плетения или экструдирования полипропилена, полиэстера или стеклонитей с последующим формированием ячеистой структуры.
  • Георешетка — полимерная сетка с геоячейками длиной 0,25 см и более. Пересечения лент образуют прочные узловые соединения.

Как видим, в данных описаниях внимание акцентировано на конструктивных особенностях геоматериалов, в то время как сферы применения георешетки и геосетки обойдены стороной. Именно это зачастую и вводит в заблуждение потенциальных покупателей, ведь если подходить к оценке геосинтетики лишь исходя из конструкции и способа изготовления, разница между двумя материалами попросту стирается. Сергей Александрович Матвеев в одной из своих научных работ, посвящённых применению геосинтетики в дорожном хозяйстве, также акцентирует внимание на том факте, что многие нормативные документы попросту не разграничивают термины «геосетка» и «георешетка» либо делают это очень умозрительно. По мнению автора, данные материалы отличаются лишь механическими характеристиками, но при этом оба могут выполнять армирующие функции. Поставщики же часто разделяют эти два наименования по сферам использования. На их взгляд, укрепление георешеткой больше подходит для дорожных одежд, в то время как геосетка должна использоваться для армирования дорожного покрытия. Однако это в корне неверно: как мы уже выяснили, геосетка не предназначена для армирования асфальтобетона.

Полиэстерные геосетки
Полиэстерные геосетки
Полиэстерные геосетки

Классификация по сфере использования, имеющаяся на данный момент, также не лишена недостатков. Данные там формулировки по большей части касаются конструктивных различий георешетки и геосетки, определяющих сферу их применения, но чётких границ между этими двумя наименованиями так и не проведено. Хотя, на наш взгляд, стоило бы акцентировать внимание в первую очередь на различиях между понятиями «сетка» и «решетка», которые и легли в основу названий двух самых распространённых геосинтетических материалов. Многие российские производители геосинтетики называют геосинтетический материал с жёсткой структурой геосеткой, хотя по факту он является георешеткой.

Подходя к выбору геосинтетики, важно понимать, что далеко не все присутствующие в данный момент на рынке геоматериалы подходят для армирования. Большинство из них могут выполнять лишь трещинопрерывающие функции, но никак не работу по усилению функциональных слоёв дорожных одежд. Есть также прямая взаимосвязь между деформативностью материала и его эффективностью. Чем менее выражена склонность к деформации, тем выше качество армирования.

Укладка объемных георешеток ГА ОР Перфорация объемных георешеток на производстве Изготовление объемных георешеток
Укрепление берега объемной георешеткой ГА ОР Укрепление откосов объемной георешеткой ГА ОР Объемные георешетки ГА ОР

Одним из главных отличий георешетки от геосетки является способность равномерно воспринимать растягивающее напряжение. У георешетки оно выше, поэтому она и может использоваться для армирования. Геосетка, в свою очередь, в силу конструктивных особенностей больше подходит для разделения слоёв и противостоянию эрозии.

В заключение хотелось бы сказать, что на текущий момент имеется явная необходимость в усовершенствовании нормативно-технической базы, чтобы во всех документах были ясно прописаны функции двух самых популярных геоматериалов. Все материалы, имеющие ячеистую структуру и в документации к которым указаны функции разделения и дренирования, следует классифицировать как геосетки. Применение георешетки, в свою очередь, целесообразно именно при армировании. В настоящий момент всё больше производителей георешетки именуют данный материал как «геоячейка», позаимствовав данный термин из зарубежной документации. В какой-то степени это помогает избежать путаницы, так как слово «ячейка» в большей степени описывает структуру данного материала.


Возврат к списку


Акции Сотрудничество с «Гео-Альянс»

Бесплатные консультации по вопросам применения георешетки и геотекстиля
Новости
12 Декабря 2018 Компания «Гео-Альянс» приняла участие в международной выставке «Дорога-2018»

Проходившая с 16 по 18 октября выставка «Дорога-2018» собрала в МВЦ «Казань Экспо» наиболее значимых представителей дорожно-строительной отрасли.

11 Декабря 2018 Дорожная пятилетка Ленинградской области: 740 км обновлённых дорог

Правительство Ленинградской области приняло решение закрыть назревшую потребность в развитии дорожной отрасли и сформировало план на ближайшую пятилетку.

23 Ноября 2018 Правительство усиленно работает над проектом улучшения автодорог БКАД

У российских чиновников осталось всего несколько недель для того, чтобы закончить работу и утвердить паспорт нацпроекта под названием «Безопасные и качественные автомобильные дороги».